Разности


 
 
 
 
"Лазерно-утюжная"
технология изготовления печатных плат

Красивые и точные печатные платы делать совсем не сложно. В радиолюбительской среде уже давно прижилась технология изготовления печатных плат с помощью шаблона, напечатанного лазерным принтером, и утюга. Однако при кажущейся простоте процесса, есть некоторые тонкости, несоблюдение которых может привести к отрицательному результату. Я попытаюсь еще раз, с картинками, объяснить что и как нужно делать для изготовления печатной платы "лазерно-утюжным методом".

Итак, поехали. Шаблон печатается на лазерном принтере на тонкой фотобумаге для струйных принтеров. Я использую фотобумагу "Lomond" с плотностью 100г/м2. Принтеры использовал всякие, получается практически на любом. При печате следует отменить режим экономии тонера. При проектировании платы стараться избегать больших полигонов - на принтере они плохо пропечатываются и требуют подкрашивания перманентным маркером (почему то, лучше всего работает черный).


Вырезаем заготовку из фольгированного текстолита. Края лучше обработать напильником сразу. Заготовка, под струей воды, жесткой мочалкой и "Пемолюксом" тщательно обрабатывается до блеска. К обработаной поверхности пальцами больше не прикасаться. Вода вытирается. Потом заготовка протирается спиртом и сушится.


Вырезаем бумажный шаблон и накладываем его на высушенную стеклотекстолитовую заготовку. Этот "бутерброд" вкладывается в согнутый пополам чистый лист бумаги. Чистый - что бы не замарать текстолит с обратной стороны, стол или утюг. Лист бумаги это прокладка, которая не дает смещаться шаблону относительно текстолита при прикатывании утюгом.


Начинаем прикатывать шаблон к текстолитовой заготовке. Сначала просто аккуратно ставим горячий (на максимум) утюг сверху. Следим что бы шаблон лежал ровно на текстолите. Ждем 1-2 минуты пока все прогреется. Потом прикатываем. Сильно, но аккуратно. Плоскостью, ребром, носиком подошвы утюга. Стараясь не пропустить ни миллиметра поверхности. После прикатывания шаблона - оставляем плату медленно остывать.


Когда плата остыла, видно что шаблон "пошел пузырями" - шаблон то приклеился, а коэффициенты теплового расширения разные. Начинаем аккуратно, без фанатизма, за уголок, отрывать шаблон от текстолита. Вобще, тонер к текстолиту приклеивается достаточно прочно. Кусочки бумаги решившие остаться на текстолите, отделяются путем "скатывания" мокрым пальцем.


Теперь нужно тщательно присмотреться к плате и, если требуется, подретушировать нечеткие дорожки перманентным маркером и удалить бумагу с отверстий в контактных площадках. Иначе там медь не вытравится и сверлить без кернения будет сложно. Плата готова к травлению.


Травить можно разными веществами. В этом случае я использую хлорное железо. Дешево и доступно, но медленно и, если неаккуратно, то очень грязно. Сразу подстилаем газету в 2-4 слоя. Она впитает мелкие брызги и спасет вашу мебель или пол от рыжих пятен (хрен отмоешь). Растворяем хлорное железо в теплой воде. Если концентрацию сделать слишком большой - травление идти не будет. Так что - без фанатизма.


Укладываем плату и начинаем покачивать ванночку. Можно и просто оставить в покое, но тогда, очень уж долго травится. Медленно, но верно (примерно час), плата травится. Раствор хлорного железа зеленеет. После полного удаления лишней фольги раствор выливаем, плату промываем водой и вытираем.


Тонер смывается ацетоном.


Плата покрывается активным флюсом. Активным, потому что места немного подтравленные, канифоль, при облуживании, не берет.


Облуживаем, после чего, спиртом удаляем остатки флюса. Флюс удалять обязательно!

Плата готова к сверлению отверстий и монтажу. Обращаю внимание на контактные площадки под выводные элементы. Небольшие вытравленные отверстия замечательно направляют сверло точно в центр площадки.





© Ю. Рыженко aka Altair